Жесть в разрезе.
"Жестяные банки - это не актуально", - скажет молодежь, привыкшая к легким кока-кольным банкам из алюминия. "Это практично", - скажет опытная хозяйка, хранящая дома десяток банок разных консервов. "Это экономично", - скажет менеджер фирмы, специальзирующейся на металлической упаковке товара. Какое же место занимает жестяная упаковка на российском упаковочном рынке?
Это произошло во время наполеоновских войн. Француз Николас Апперт открыл, что продукты не будут портится, если их герметично закатать в стеклянную посуду и потом нагреть до определенной температуры. Только к концу XIX века ученые поняли принцип открытия: еда хранится долго потому, что в результате нагревания бактерии погибают. Идеи Апперта в 1811 году продолжили ангичане Джон Хол, основатель известной компании "Дартфорд Айрон Вокс", и его партнер Брайан Данкин, попробовав применить их к железу. Используя тонкие листы железа, они получили банки, прочнее которых на вид были бы только каменные. Таким образом, первые в мире консервы были выпущены на фабрике в одном из районов Лондона. Консервированной пищей заинтересовались на флоте. Морякам на пробу было отправлено большое количество разных консервов. Практически все они получили высокую оценку капитанов и матросов. Первое время консервы стоили достаточно дорого и поэтому использовались только в экстренных случаях. Постоянно покупать консервированную пищу могли позволить себе только очень немногие. В 1813 году цена банки мясных консервов составляла 3 шиллинга (15 руб.), что составляет примерно третью часть недельного заработка рабочего на производстве. Вот пример консервирования того времени. Банка жареной телятины в собственном соку 1824 году (!) изготовления была найдена исследователями в 1939 году. Когда её открыли, оказалась, что всё содержимое в прекрасном состоянии и спустя целый век не утратило своих питательных качеств! Каждую банку в те дни делали вручную из трех железных пластинок: одной согнутой (корпус) и двух ровных (дно и крышка). Умелый работник мог произвести около шести банок в час. К тому же банки были очень тяжелыми.
Белой жести поем мы песню
Ассортимент жестяной упаковки включает в себя не только консервные банки, но и банки для химических продуктов - лаков, красок, для продовольственных продуктов - сливочного масла и маргарина, мороженого, для кондитерских изделий чая и кофе. Из жести изготавливаются и декоративные сувенирные контейнеры для упаковки ликероводочной продукции, баночки для косметических кремов, обувного крема, гелей для волос, пеналы для губной помады, пудреницы, крышки для духов и одеколонов. Для производства упаковки используется несколько видов жести: черная лакированная, хромированная, алюминиевая, никелированная и лакированная. Лидером же остается белая жесть. На её долю, по оценке экспертов, приходиться до 13% всех упаковочных материалов. Сохранению позиций данной упаковки на рынке способствует сочетание технических усовершенствований и новшеств, отвечающих постоянно растущим запросам потребителей. Белая жесть используется в производстве тары для пищевых продуктов, например банок под рыбные и овощные консервы. Белая жесть - прекрасный материал для печати и лакирования. В связи с тем, что себестоимость производства олова, используемого для горячего лужения жести, постоянно возрастает, белая жесть заменяется другими видами жести без покрытия оловом. Одним из основных направлений замены является широкое применение алюминия и его сплавов (преимущественно с магнием и марганцем для повышения прочности). Высокие температуры роста производства алюминия, разообразие видов тары и упаковки определяется рыдом свойств, делающим этот металл незамениным:
- плотность алюминия почти в три раза меньше плотности жести;
- прекрасная формируемость, пластичность и хорошая термостойкость;
- водо-, паро-, газо-, аромато- и жиро- непроницаемость;
- микробиологическая устойчивость;
- высокая светоотражающая способность;
- возможность комбинировать его с другими материалами
Упаковка: стандарты
Не секрет, что смысл употребления транспортной тары и упаковки в обеспечении сохранности продукта при его хранении и перевозки.
Предельные отклонения массы нетто для отдельных единиц упаковки допускаются не более:
- +/-3% для упаковочных единиц в потребительской таре массой нетто до 1кг.
- +/-2% для упаковочных единиц в потребительской таре массой нетто более 1кг.
- +/-1% упаковочных единиц в транспортной таре.
Не допускаются к реализации консервы в банках: бомбажных со вздутым донышкоми и крышками; не принимающими нормального положения после надавливания на них пальцами; с "хлопающими" концами (выпуклость донышка или крышки банки не исчезает при нажиме, исчезает на одном конце, сопровождаясь при этом характерным хлопающим звуком); пробитых, со сквозными трещинами, с птичками, черными пятнами (местами, не покрытыми полудой), имеющих острые изгибы жести, помятость фальцев, нарушение целостности полуды на фальцах и продольных швах; имеющих на внешней поверхности ржавчину, после удаления которой остаются раковины; с поддтеками - следами вытекшего продукта; с неправильнымо оформленным закаточным швом (язычки, открытые зубцы, подрез, фальшивый шов, раскатный шов). Литография на жести выполняется офсетная многоцветная, позволяющая воспроизвести любое количество оттенков. По желанию заказчика банки могут оснащаться дополнительной фурнитурой (полимерными ручками, металлическими шарнирными креплениями, замочками) или иметь рельефные изображения на поверхности изделия, в этом случае отпускная цена изделия увеличивается на 60 копеек за каждое дополнение.
Будущее
Несмотря на конкурецию со стороны других материалов, особенно алюминия и его сплавов и стального листа с покрытиями, белая жесть остается уникальным упаковочным материалом благодыря сочетанию физической прочности, коррозийной стойкости, свариваемостии эластичности. Продуценты многих стран, в том числе и России, перешли на производство более дешевых по сравнению с трехсоставными банок из двух частей. К тому же в конце 90-х произошел существенный прорыв - разработка новых видов покрытий позволила сократить толщину жестяной ленты до 0,12мм. А рост её потребления для упаковки супов и соусов ещё раз доказывает эффективность и экономичность жести как упаковки. И что бы не говорили противники жестяной упаковки ( а у каждого из них своя корысть), новые идеи и усовершенствования говорят об одном - перспективы есть.
|